BuiltWithNOF

Домановичский Свято-Михайловский храм.

 

Утерянное наследие. Ненастным серым утром 3 ноября 1812 года на широком заснеженном поле за околицей местечка Горностаевичи, что на Гродненщине, вокруг большой братской могилы в каре (четырехугольником) выстроились батальоны Староингермоландского пехотного полка 3-й Западной русской армии. Изрытое пушечными ядрами поле, алеющие на снегу кровавые пятна, виднеющиеся в строю повязки на ранах и сами лица солдат, покрытые пороховым нагаром, свидетельствовали о недавно закончившемся здесь жестоком сражении. Накануне в полдень полк, двигавшийся в авангарде русского корпуса, столкнулся здесь во встречном бою с саксонской кавалерийской бригадой из наполеоновского корпуса генерала Ж.Ренье. Отбив несколько атак противника, русская пехота начала теснить его, но на помощь своей кавалерии подошла бригада саксонской пехоты. К русским тоже подошло подкрепление, жестокий огневой и штыковой бой шел до самой темноты. Ночью наполеоновские войска отступили к Волковыску. И вот теперь почти сто погибших в бою русских воинов лежали, укрытые шинелями, в только что отрытой братской могиле.Помахивая дымящимся кадилом, полковой священник пропел вечную память павшим. Над ними склонились полковые знамена, выстроенные в шеренгу трубачи исполнили траурный марш. Шеф полка, старый, израненный в суворовских походах генерал Григорий Энгельгардт, низко опустив свою седую голову, бросил в могилу горсть земли. За ним это сделали батальонные командиры, потом цепочкой пошли офицеры, унтер-офицеры и солдаты. Вместе с другими к краю могилы подошел и взводный командир, подпоручик (второе офицерское звание в русской пехоте) Иван Михайлов. Бросив свою горсть земли, он осенил себя крестным знамением, поцеловал кипарисовый нательный крестик и негромко произнес: "Боже милостивый и всемогущий! Храни Отечество наше и даруй ему победу в этой войне. А коль, по воле Твоей, останусь я жив, то воздвигну во славу Твою и в память товарищей, павших в бою, храм православный в имении моем Домановичах". Иван Андреевич Михайлов родился в 1793 году в семье бывшего военного, вынужденного из-за серьезных ранений перейти в гражданскую службу статского советника Андрея Сидоровича Михайлова. Незадолго до этого А.С.Михайлов указом российской императрицы Екатерины Второй был переведен на вновь присоединенные, после 2-го раздела Речи Посполитой, белорусские земли. В 1795 году, при образовании Минской губернии, он был назначен на должность вице-губернатора и исполнял обязанности председателя губернской казначейской комиссии. Тогда же за длительную и беспорочную службу императрица даровала ему "в вечное и потомственное владение" имение Домановичи в Речицком повете. Казалось, жизнь сулит Ване Михайлову безоблачное будущее, но отец вскоре умер и семья была вынуждена переехать из губернского Минска в местечко Домановичи. Там малыш занимался с домашними учителями и забавлялся с детьми дворовых людей разными детскими играми. Детство, однако, скоро закончилось: в 1803 году его отвезли в Смоленский кадетский корпус, где одели в темно-зеленый мундир с "орлеными" медными пуговицами и дали ружье, выше его роста. В 1810 году, получив чин прапорщика, он был назначен в прославленный, сформированный еще Петром Великим, Староингермоландский пехотный полк, названый так в честь отбитой у шведов провинции. Заехав по дороге на несколько дней в Домановичи, он отбыл к полку в Молдавию, где в это время шла очередная русско-турецкая война. 16 мая 1812 года эта война закончилась подписанием выгодного для России Бухарестского мира, но передышки страна не получила - через три недели в ее пределы вторглась "Великая армия" Наполеона. Полк получившего уже чин подпоручика И.А.Михайлова в составе русской Дунайской армии форсированными маршами перешел на Волынь и в кампанию 1812 года сражался под Бялой, Горностаевичами и Волковыском. Потеряв в боях половину солдат, полк зимой был доукомплектован рекрутами и весь 1813 год не выходил из огня: был при осаде крепости Глогау, в сражениях при Бауцене, Рейхенсбахе Гольдберге, Кацбахе, и, наконец, в кровопролитнейшей трехдневной "битве народов" под Лейпцигом. В кампанию 1814 года ингермоландцы бились во Франции при Этоже. Суассоне, Кроане и Париже. Бог хранил молодого офицера. В марте 1814 года Иван Михайлов, уже поручик и ротный командир, имевший ранения и награды, провел своих солдат по проспектам поверженного Парижа. Сразу исполнить свой обет он не смог, т.к. весной 1815 года бежавший из ссылки на о.Эльба Наполеон сумел вернуть себе императорский трон и война вспыхнула вновь. Русская армия совершила второй поход во Францию и на некоторое время оставила там свой оккупационный корпус. Ранней весной 1817 года уже штабс-капитан И.А.Михайлов получил отпуск и работа по строительству в Домановичах храма началась. Старая церковь стояла в самом местечке, место для новой выбрали за восточной околицей селения, на красивом взгорке среди полей и перелесков. Свято-Михайловский храм открыли при большом стечении народа 8 ноября 1817 года. О том как он выглядел, можно судить по изданию 1875 года "Описание церквей и приходов Минской епархии". "... Приходская, во имя Архистратига Михаила Церковь расположенная в 1,1/2 версты от ближайшего селения, построена в 1817 году на средства владельца домановичского имения Ивана Михайлова. Церковь сия сооружена в память изгнания Галлов из России, потому над царскими вратами значится 1812 год. Зданием деревянная, на каменном фундаменте; устроена равносторонним крестом, с одним открытым куполом. Кровля железная, окна расположены в один ряд, дверей две, стены окрашены маслянною желтою краскою, крыша красною, а купол зеленою. Вообще церковное здание довольно прочно. Внутренняя площадь церкви, вместимостью около 30 кв. сажень, имеет крестообразное расположение. Дощатый иконостас, покрашенный в голубой цвет, с крашеными же желтою краскою карнизами и рамами, состоит из 15 икон, расположенных в один ряд. Помещение для ризницы и пономарни устроено при алтаре - с южной стороны. Из утванных вещей, которые имеются в достаточном количестве, к ценным относятся: один серебряный прибор литургийных сосудов, такие же 2 креста и такая же дарохронитедьница. Есть три Евангелия: 1783, 1803 и 1848 года. Колокольня устроена отдельно, имеет 5 колоколов: 24, 11, 5, 2 и 1/2 пуда." В Домановичский приход, кроме самого местечка, входили также деревни Давидовичи, Холодники, Тарканы, Лампеки, Онисовичи, Уболоть. Никулинск, Горочичи и Казанск. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Смолич, ставший после перехода окружающих приходов в 30-е годы 19 века из унии в православие, "благочинным" (т.е. главой всех приходов волости). В 70-е - 80-е годы 19 столетия в храме служил о.Ефимий Жаданович, в начале прошлого века - о.Александр Рожнович. Иван Андреевич Михайлов впоследствии вышел в отставку, занимался делами имения и всячески помогал храму. Что вспоминал этот человек, глядя на сияющую золотом надпись "1812 год": братскую могилу на заснеженной равнине у Горностаевичей, залитый русской, немецкой и французской кровью Университетский лес под Лейпцигом, где полегла треть его полка, а может быть, парад победителей на Елисейских полях в Париже? Его наследники, тоже избравшие своим уделом воинскую службу, владели име-ним Домановичи до самой революции, в вихрях которой следы Михайловых затерялись. Новая власть, объявившая религию "опиумом для народа", сделала все, чтобы этот народ забыл свои традиции и свое прошлое. В 1930 году, в разгар коллективизации, но всей советской части Белоруссии прокатилась волна закрытия церквей. По указанию сверху проводились крестьянские сходы, на которых запуганное жесточайшими репрессиями население "добровольно" решало закрыть свой храм и отдать его под клуб, склад, школу и т.д. Решения сходов утверждались в сельсоветах, в районных и областных исполкомах, в ЦИК БССР, что создавало видимостьзаконности. Так ранней весной 1930 года был закрыт и Домановичский Свято-Михайловский храм.Местный уроженец, впоследствии известный белорусский журналист Я.И. Качан вспоминал: "... После раскулачивания "комбедовцы" взялись за церковь. Она была деревянная, с красивыми архитектурными украшениями, стояла возле Домановичей на взгорке. Батюшка не отдавал ключей от высоких, массивных дверей. Запугали тюрьмой - перекрестился и уступил. Толпа хлынула в храм. Разрушили алтарь, на пол со стен с треском полетели иконы, на повозки погрузили килимы (покрывала), подсвечники и другие церковные ценности. Куда они делись потом - неизвестно". Казалось, не было сил, которые смогли бы выступить против этого произвола. Но в Домановичском приходе это произошло. После разграбления церкви двое активных верующих, крестьянка д.Давидовичи Черная и крестьянин д.Дампеки (ныне западная окраина Домановичей) Токарский отправили в Москву телеграмму на имя И.Сталина с просьбой вернуть храм верующим. Слух об этом пронесся по округе и на следующий день (был конец марта) более 100 человек, в основном женщин, собрались у закрытого храма, громко негодуя по поводу снятия колоколов. Посулами и уг-розами местное и срочно прибывшее из Калинковичей районное начальство заставило людей разойтись. Инициаторов протеста задержали и заставили дать вторую телеграмму на имя И.Сталина, уже с отказом от церкви. Черная подписывать ее отказалась (ее инициалы и какие-либо биографические данные не установлены, в документах отмечено только что она "беднячка"). Дальнейшая судьба этих людей неизвестна, но, без сомнения, она была трагичной. Одернули и особо зарвавшихся "богоборцев". Калинковичская районная партячейка "поставила на вид" учителю из д.Тарканы, ходившему со своими учениками "... по хатам собирать иконы для уничтожения последних" и домановичским партийцам, лично уничтожавшим образа. На этом же заседании бюро постановили срочно провести «районную конференцию безбожников» и ряд другихантирелигиозных мероприятий. в 1939 году руководство местного колхоза, по иронии судьбы, носившего позднее имя М.й.Кутузова, варварски разрушило храм - единственный из когда-либо существовавших на территории Гомельской области памятник победе в войне 1812 года. Еще лет тридцать назад в одной домановичской семье хранился большой коллективный фотоснимок священника и прихожан на фоне храма, но ее взял, якобы сделать копию, минский родственник, у которого она и пропала. На месте, где когда-то возвышалась Свято-Михайловская церковь, более полувека был пустырь, потом возвели техническую постройку. Но хочется верить, что скоро найдутся люди, предки которых в ней крестились, венчались и отпевались и восстановят православный храм с золотой надписью над царскими вратами - "1812 год". В.А.Лякин.

 

В.А.Лякин

 

 

[Главная] [Летапiс №1] [Статьи] [Объявления] [Хроника] [О Сайте] [Фотографии]

Hosted by uCoz