|
Уния на Калинковичской земле.
В1596 году на Брестском соборе была объявлена церковная уния — присоединение Православной Церкви Великого княжества Литовского к Римской Церкви. Правящая верхушка Речи Посполитой, не изменяя на первых порах церковнославянского языка в богослужении и обрядов греко-восточного вероисповедания в белорусских православных приходах, подчинила их Ватикану. Большинство белорусского духовенства и верующих были противниками унии. На своем собрании представители светской власти и духовенства Минского воеводства в 1611 году приняли акт, в котором объявили себя приверженцами православия. В числе прочих влиятельных лиц этот документ подписали Георгий Тышкевич, Александр и Адам Тризна, владевшие землями и селениями на территории современного Калинковичского района. Но сторонники унии, имея поддержку со стороны короля и Римского Папы, гнули свою линию, отнимая у православных один приход за другим. В 1632 году Туровская православная епархия была упразднена, а оставшиеся от нее православные приходы, в том числе и Калинковичского староства, были присоединены к Слуцкой православной епархии. Мозырский и Речицкий поветы крепко стояли за православие, но в 30-е годы 17 века для него и тут наступили тяжелые времена. Умирали или изгонялись старые православные священники, а их место немедленно занимали униатские. Одновременно активно строились католические и униатские храмы, открывались иезуитские коллегии, оказывавшие активное содействие в распространении унии. Ожесточенные этим насилием над их верой, жители Речицы, Мозыря, Юровичей, Автютеви-чей и окрестных селений активно поддержали казачьи отряды Богдана Хмельницкого, боровшиеся с польским господством. В ходе развернувшихся здесь боевых действий города и деревни были разграблены и сожжены войсками коронного гетмана Януша Радзивилла, погибло множество мирных жителей. Но в 1949 году под Зборовом польская армия потерпела поражение и король Речи Посполитой был вынужден заключить перемирие с повстанцами, гарантировав свободу вероисповедания православным. Длительное время, вплоть до начала 18 века, им не возбранялось исповедовать свой символ веры и были гарантированы равные с католиками и униатами гражданские права. Все это время все христианские приходы на территории нынешнего Калинковичского района оставались в православии.Положение резко изменилось после принятия польским сеймом в 1717 году постановления об отнятии у православных всех церквей, лишении их права иметь чины и занимать государственные должности. Не желая терять своих привилегий, местные феодалы в массовом порядке стали переходить из православия в католичество, а простой народ склонять в унию. Именно в это время «олатинились» владельцы земель и крепостных на калинко-вичских землях — Обуховичи, Оскерки, Прозары, Гор-ваты, Жудро и другие. Избранный в 1717 году маршалком Мозырского повета Антоний Оскерка (1670-1734) был активным поборником католицизма и сделал немало для ополячивания своей земли. К чести этого рода, были в нем и более светлые личности.Один из них, помещик Стефан Оскерка в 1733 году был вынужден эмигрировать из ВКЛ в Пруссию, как он сам писал «...от преследований иезуитов». Позднее он прославился в Европе как выдающийся философ писатель и юрист. В течение одного десятилетия, до 1726 года, более 70 православных приходов в Мозырском и Речицком поветах были переведены в унию. Еще через 20 лет, в 1747 году, Мозырский протопоп Федор Савицкий докладывал Слуцкому архимандриту Иосифу Оранскому, что из 50 бывших в его ведении православных церквей осталось только 7, а остальные отняты униатами. Четыре из них находились в самом Мозыре, а остальные трина территории нашего района. Это Автютевичская Свято-Параскеевская, Новоселковская Петро-Павловская и Якимовичская Спасо-Преображенская церкви. Эти приходы смогли устоять перед повальной «полонизацией». Но Калинковичский Свято-Никольский храм, возведенный примерно в 50-е годы 16 столетия,стал в те годы униатским. С изменением подчиненности и символа веры литургии, проповеди и записи стали вестись на польском языке, усваивались другие католические обряды. Приход перешел в подчинение Мозырскому униатскому деканату. Написанное по польски 21 февраля 1778 года описание «...Каленковичской парафиальной приходской церкви Святого Николая» дает представление о ее внешнем и внутреннем виде. «.. .Эта церковь находится при дороге напротив двора; построена из деревянных кругляков, старая и ремонта требует, в первую очередь шалевки. .. .В храме алтарь деревянный, резной... В этом алтаре образ Иисуса Христа на кресте. Царские врата, резные, старые, маленькие, рядом с которыми образ Избавителя, образ Святого Николая... С другой стороны этих царских ворот образ Наисвятейшей Девы Марии». В опись внесены
и немногочисленные храмовые ценности: позолоченный изнутри кубок, серебряный кубок и позолоченная ложечка. Имелись также медные крест и кадильница, два алтарные окрашенные деревянные креста на подставках, три хоругви, псалтырь, требник и другие богослужебные книги. Колокольня стояла на приходском кладбище при церкви, на ней было три небольших колокола. Каленковичский приходской униатский священник («порох», «плебан») жил в обычной крестьянской избе рядом с храмом. Документ гласит, что «...в давние времена» вышеуполянутый полковник Антоний Оскерка пожаловал Каленковичскому приходу земельный надел (на тот момент имелась и сама дарственная), но он «...не находится в собственности церкви и священник им не пользуется, кроме участка, на котором находится его дом с огородом и сеножатью, которая находится при дороге к церкви и огородом на этой сеножати». В более поздних документах указано, что «...земли при той церкви, пахотной около одной уволоки, а сенокосной возов на десять». К церкви была приписана каплица Святой Троицы в деревне Бобровичи «...старая, деревянная, полуразрушенная». Приход составляли селения Каленковичи (25 дворов), Гу-левичи (27 дворов), Бобровичи (10 дворов), Булавки (10 дворов) и Буда (3 двора). Всех прихожан в 1778 году было 460 душ обоего пола. Приход был явно бедным и делавший опись представитель Мозырского деканата в конце ее философски отметил, что священник «.. .более живет с того, что Бог пошлет, а также с рисования образов». О самих униатских священниках известно немного. С начала 19 века и до своей смерти в 1828 году тут служил Фелициан Фара-севич. Его сын, а может быть, брат или другой родственник в 30-е годы 19 века возглавлял униатский приход в Суховичах, а в середине века известен уже Адам Фарасевич, православный сященник в Липово. Еще одно имя приведено в метрической книге православной Мозырской соборной церкви за 1812 год. 24 декабря в ней сделана запись о том, что умер и погребен «...проживавший себе для снискания пропитания в г.Мо-зыре Речицкого повета селения Каленковичи униатского дьячка сын осиротевший Алексей Клементьев, 17 лет».Из дошедших до нас воспоминаний жившего во второй половине 18 века на белорусском Полесье мещанина Якова Чеботько известно, что «.. .униатские священники обязательно должны были брить бороду и усы, носить одежду, как у ксендзов, в храмах при коленопреклонении опускаться на одно колено; простой же народ, кроме того, должен был при входе в храм становиться на колени и целовать пол, а грамотные во время богослужения читать польские молитвенники. .. От униатов требовалось, чтобы они постоянно употребляли польский язык дома и в обществеОднако историческая судьба униатства на белорусской земле сложилась так, что ему не суждено было одолеть православие. После второго раздела Речи Посполитой русские войска под командованием генерала М.Н. Кречетникова заняли окрестности Мозыря. 13 апреля 1793 года императрица Екатерина II дала именной указ Синоду об учреждений на вновь присоединенных землях православных епархий. Возрождение православия на калинко-вичской земле связано с именами Минского архиепископа Виктора Садковского и Мозырского благочинного протоиерея Петра Миткевича (Матиевича). 22 апреля 1794 года архиепископ Виктор обратился с обращением к униатам о свободном их возвращении в православную веру. В указе императрицы Минскому генерал-губернатору Т.П. Тутолмину говорилось: «.. .дабы та грамота с надлежащим порядком и тишиною повсеместно была опубликована, чтобы никто из духовных или светских иноверных в таком обнародовании, ниже в самом обращении ко благочестию затруднений делать не отважился». Белорусы, в исторической памяти которых еще не изгладились воспоминания об истинной вере их предков, в большинстве своем поддержали это обращение. Первым униатским приходом на территории нашего района, вернувшимся к православию, был Юровичский, это произошло в июне 1794 года. До войны 1812 года его примеру последовали верующие Домановичского, Хобненского и Озаричского приходов. В 1798 году в семье униатского священника местечка Тонеж мозырского повета Антония Малевича родился сын, которого назвали Василием. Именно с ним связаны события по возвращению калинковичского прихода в православие. Но это уже отдельная история.
В.А.Лякин
|